Просвещение
родителей
детей
раннего
и
дошкольного возрастов как мера государственной
поддержки семьи и инструмент формирования
единого образовательного пространства.
Кротова Татьяна Викторовна,
Доцент кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной
педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет», ведущий научный сотрудник
лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт
развития, адаптации и здоровья ребенка», кандидат педагогических
наук
Москва, 2023 год
Единое образовательное пространство на территории
Российской Федерации
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
4) единство обучения и воспитания, образовательного пространства на территории Российской
Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской
Федерации в условиях многонационального государства; (в ред. Федерального закона от
04.08.2023 N 479-ФЗ)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) –
единство содержания образования
Программа просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и
дошкольного возрастов, посещающих ДОО – единство семейного и
общественного воспитания
2
Современный родитель
Имеет доступ к обширной информации воспитании, развитии
образовании
Информации много, но затруднено критическое восприятие ее
Относится к разным культурам и культурным уровням
Не видит в педагогах основной источник верифицированной
информации и надежного партнера
Если и не является «цифровым аборигеном», то всё равно
ориентирован на цифровую среду
Противоречия
Новые социальные запросы семей и
старые технологии взаимодействия
Необходимость диалога с родителями и
преобладание монологических форм
общения
Потребность родителей в
профессиональной помощи и
отсутствие видения педагога как
носителя компетентной информации
Агенты социализации в современном
мире: семья, детский сад, медиа и
цифровая среда
Необходимость формирования единого образовательного пространства
института образования и института семьи
3
Просветительская деятельность – это
деятельность вне рамок образовательных
программ, направленная на
распространение знаний, умений,
навыков, ценностных установок, опыта и
компетенции в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального
развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и
интересов
Построение отношений сотрудничества в
соответствии с образовательными
потребностями и возможностями семьи
обучающихся – условие реализации ФОП
ДО
Мера государственной
поддержки семей с детьми
«Министерству просвещения Российской Федерации
совместно с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации разработать меры
государственной поддержки в части подготовки
и внедрения программ просветительской
деятельности для родителей детей, посещающих
дошкольные образовательные организации».
п.3 перечня поручений Президента Российской
Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС по итогам
заседания Президиума Государственного Совета
Российской Федерации 25 мая 2022 г.)
4
5 регионов: Санкт-Петербург, Вологодская область, Красноярск, Алтайский
край, ХМАО Югра
39 пилотных площадок
Программа просвещения родителей (законных представителей)
детей раннего и дошкольного возрастов, посещающих ДОО
Цифровой портал-агрегатор достоверной информации для
родителей
(законных
представителей)
детей
раннего
и
дошкольного возрастов, посещающих ДОО
Направления работы в 2024 году
Поэтапное внедрение Программы просвещения родителей (законных
представителей) детей раннего и дошкольного возрастов,
посещающих ДОО во всех регионах Российской Федерации
Подготовка педагогов дошкольного образования к внедрению
Программы просвещения
Подготовка обучающихся, осваивающих программы высшего
образования, к просветительской работе с родителями (законными
представителями) детей раннего и дошкольного возрастов
Содержание просвещения родителей (законных представителей)
детей
Вопросы возрастного развития
Меры государственной поддержки
семей
Вопросы сохранения здоровья
детей и их физического развития
Вопросы социализации детей с ОВЗ
Вопросы образования детей
Вопросы по воспитанию детей в
приемных семьях
Вопросы воспитания детей
Организационные вопросы
Целью просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста
является обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребенка;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи; повышение
воспитательного потенциала семьи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
«Лучше зажечь свечу, чем проклинать тьму»
Китайская пословица