Навигатор по Программе просвещения
родителей (законных представителей) детей
дошкольного возраста, посещающих ДОО*
Программа просвещения родителей
Это документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования
в определении содержания и форм просвещения родителей. Педагоги могут использовать
Программу как инструмент, чтобы:
•• оперативно найти содержание для подготовки коллективных и индивидуальных просветительских мероприятий, ответов на вопросы родителей о воспитании и развитии детей;
•• выбрать оптимальные формы просвещения;
•• творчески переработать материал с учетом специфики просветительских задач, которые
они решают, особенностей контингента родителей, образовательных ситуаций и запросов
Тематика и формы взаимодействия и педагогического просвещения родителей, которые
содержит Программа, – примерные. Педагоги могут их самостоятельно преобразовывать
Структура Программы просвещения родителей
Раздел/
подраздел
Содержание
Пояснительная записка
Обоснование актуальности Программы, цели, задачи просветительской работы, ее принципы
Карточка 3
Раздел 1. Родительство как особый феномен в жизни человека
1.1. Родительская
компетентность
и ответственное
родительство
Определение понятий «родительство», «ответственное родительство»,
«компетентность родителя».
Рекомендуемые формы взаимодействия с родителями с целью развития их родительской компетентности, примерная тематика.
Важные установки ответственного родителя.
Рекомендованные действия педагога ДОО по организации взаимодействия с родителями, чтобы помочь им стать компетентными
* Источник: Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного
возраста, посещающих ДОО (проект).
Раздел/
подраздел
1.2. Специфика
и структура
детско-родительских отношений
Содержание
Определение понятий «родительская любовь», «эмоциональная привязанность», «родительский мониторинг», «стиль семейного воспитания»,
«требования и запреты».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Структура детско-родительских отношений. Рассмотрение вопросов:
•• эмоциональная связь: родительская любовь и детская эмоциональная привязанность к родителю;
•• мотивы воспитания и родительства;
•• удовлетворение потребностей ребенка;
•• родительский мониторинг: требования и запреты;
•• четыре основных стиля родительского воспитания.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для определения и осознания принципов воспитания в семье
1.3. Семейные
ценности
и традиции
Определение понятий «семейные ценности», «система ценностей»,
«формирование семейных ценностей», «семейные традиции».
Рекомендуемые формы взаимодействия и упражнений с родителями
для формирования семейных ценностей и развития ценностного
отношения у детей дошкольного возраста к своей семье.
Система ценностей семейного воспитания и их классификация.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для формирования семейных ценностей и традиций
Раздел 2. Особенности, формы и методы просвещения родителей
(законных представителей) в ДОО
2.1. Методы изучения
семьи и особенностей семейного
воспитания
Определение понятий «наблюдение», «опрос», «анкетирование»,
«беседа», «игровые тренинги».
2.2. Формы
и методы просвещения родителей
(законных представителей) в дошкольной образовательной организации
Формы, направленные на информирование родителей.
2.3. Возможности
и потенциал
цифровой среды
для просвещения
родителей
(законных представителей) детей
дошкольного
возраста
Определение понятий «цифровые технологии», «информационная
среда», «цифровая среда».
Рекомендуемые методы, которые педагог может использовать
для изучения семьи и особенностей семейного воспитания
Формы, направленные на формирование у родителей практического
опыта воспитательных действий.
Формы, позволяющие вовлечь родителей в совместную деятельность
с детьми и в управление ДОО
Рекомендуемые формы просвещения родителей
Раздел/
подраздел
Содержание
Раздел 3. Просвещение родителей (законных представителей)
по вопросам здоровья, воспитания и развития детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов
3.1. Педагогическая
помощь родителям
(законным представителям) детей
дошкольного возраста в создании
образовательной
среды семьи
Определение понятий «среда», «образовательная среда», «компоненты
образовательной среды», «развивающая среда», «социализация».
3.2. Особенности
питания, здорового
образа жизни и
Определение понятий «здоровье», «критерии здоровья», «физическое
развитие», «сопротивляемость организма», «функциональные нарушения», «группа здоровья».
безопасности детей
раннего и дошкольного возрастов
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для формирования принципов рационального питания у детей
Значимость режима
дня в разные
возрастные периоды детства, способы
здоровьесбережения в условиях
семьи, поддержания
в семье ЗОЖ
Определение понятий «режим дня», «режимные процессы», «здоровье»,
«здоровый образ жизни», «здоровьесбережение», «культура здоровья»,
«мотивация здоровья и ЗОЖ», «динамический стереотип», «утомление»,
«переутомление», «спорт», «физические упражнения», «закаливание»,
«общая физическая подготовка», «физическое воспитание».
Рациональное
питание детей
различных возрастов, необходимый
для здоровья
баланс веществ
Определение понятий «рациональное питание», «сбалансированное
питание», «алиментарный фактор», «режим питания», «пищевые вещества или нутриенты», «энергетическая ценность», «незаменимые пищевые вещества».
Основы безопасного поведения
детей дошкольного
возраста
в быту, социуме,
на природе
Определение понятий «безопасность», «безопасность жизнедеятельности», «жизнедеятельность», «здоровье», «опасные факторы», «факторы
риска», «потенциальная опасность».
3.3. Воспитание
и развитие детей
младенческого
и раннего
возрастов
(от 2 месяцев
до 3 лет)
Определение понятий «младенчество», «комплекс оживления», «непосредственно-эмоциональное общение», «госпитализм», «депривация»,
«эмоциональная депривация», «депривация потребностей ребенка»,
«ранний возраст», «предметная деятельность», «сотрудничество»,
«сотрудничество детей и взрослых».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей. Основные
значимые позиции развития детей младенческого и раннего возраста
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
по формированию образовательной среды семьи
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для определения и осознания ими особенностей их отношений
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для формирования системы рационального питания ребенка
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для формирования системы безопасного поведения ребенка
Раздел/
подраздел
Содержание
Адаптация ребенка
к условиям
дошкольной
образовательной
организации
Определение понятий «адаптация», «эпикризный срок», «социализация».
3.4. Воспитание
и развитие
детей дошкольного
возраста
(от 3 лет до 8 лет)
Определение понятий «развитие», «детская компетентность», «социализация», «эгоцентризм», «воображение», «произвольность поведения»,
«самосознание», «самооценка».
Роль игры
и детской
субкультуры
в дошкольном
детстве
Определение понятий «игра», «сюжет игры», «роль», «правила», «субкультура детства».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для определения готовности ребенка к ДОО
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
по воспитанию и развитию ребенка
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Наиболее значимые позиции, влияющие на развитие ребенка в игре
и через детскую субкультуру.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для определения и осознания ими особенностей их отношений
с детьми
Коммуникативное
развитие
и социализация
ребенка
дошкольного
возраста
Определение понятий «общение», «социализация», «самосознание»,
«самооценка», «коммуникативная компетентность», «чувствительность
к сверстнику», «инициативность в общении».
Познавательное
развитие детей
в семье
Определение понятий «познавательное развитие», «познавательный
интерес», «познавательный вопрос», «познавательная активность»,
«исследовательские умения», «познавательная деятельность»,
«стимулирующее игровое пространство».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для успешного коммуникативного развития и социализации ребенка
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителями детей дошкольного возраста
для успешного познавательного развития ребенка в семье
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
детей в семье
Определение понятий «нравственное развитие», «патриотическое
воспитание», «совесть», «моральное (нравственное) сознание»,
«моральные (нравственные) чувства».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для успешного духовно-нравственно и патриотического воспитания
ребенка
Трудовое
воспитание в семье
Определение понятий «труд», «трудовое воспитание», «трудовая операция», «виды труда детей», «формы труда детей».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для успешного трудового воспитания в семье
Раздел/
подраздел
Содержание
Развитие речи
у детей дошкольного возраста в семье
Определение понятий «языковая способность», «речевая деятельность»,
«речь правильная», «виды речевых умений».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные значимые маркеры правильного речевого развития
ребенка
Воспитание интереса к чтению у детей
дошкольного возраста в семье
Определение понятий «интерес к книге», «читательский интерес»,
«художественная литература», «устное народное творчество (фольклор)».
Художественноэстетическое
воспитание в семье
Определение понятий «художественно-эстетическое развитие», «детское творчество», «художественно-эстетическая среда», «средства художественно-эстетического развития», «условия художественно-эстетического развития детей», «формы художественно-эстетического развития».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для успешного воспитания интереса к чтению
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для успешного художественно-эстетического воспитания ребенка
Гендерное
воспитание в семье
Определение понятий «гендер», «пол», «гендерный стереотип»,
«гендерная идентичность», «гендерная роль», «гендерное воспитание».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для определения и осознания ими особенностей их отношений
с детьми
Психологическая
готовность к школе
Определение понятий «психологическая готовность к школе»,
«социализация», «произвольность поведения», «обучаемость»,
«внутренняя позиция школьника», «школьная зрелость»,
«дети учебного типа», «самооценка».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Портрет будущего школьника.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для формирования психологической готовности к школе
Раздел 4. поддержка и просвещение родителей (законных представителей),
воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
в том числе детей-инвалидов
Определение понятий:
«инклюзивное образование», «психолого-медико-педагогическая комиссия»,
«психолого-педагогический консилиум организации»;
«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инвалид»;
«индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида», «адаптированная
образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут»;
«специальные условия», «междисциплинарная команда» .
••
••
••
••
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей
Раздел/
подраздел
Содержание
Раздел 5. Права родителей (законных представителей)
и государственная поддержка семей
с детьми дошкольного возраста
5.1. Права и обязанности родителей
(законных представителей) в сфере
образования
Определение понятий «права родителей», «обязанности родителей».
5.2. Государственная
поддержка семей
с детьми раннего
и дошкольного
возрастов
Система мер поддержки семей с детьми.
Рекомендуемые формы и темы взаимодействия с родителями
Меры социальной поддержки семей в связи с рождением
и воспитанием детей на федеральном уровне.
Материнский (семейный) капитал.
Единое пособие
Раздел 6. Часто встречающиеся вопросы родителей
(законных представителей) детей дошкольного возраста
и типичные проблемные ситуации («вы спрашивали – мы отвечаем!»)
6.1. Отношения
братьев и сестер
в семье
Определение понятий «сиблинги», «соперничество», «зависть».
6.2. Дедушки
и бабушки в жизни
ребенка
Определение понятий «поколение», «прародители», «многопоколенная
семья».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
по выстраиванию отношений братьев и сестер в семье
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей по выстраиванию отношений
между прародителями и детьми в семье
6.3. Поощрения
и наказания в семье
Определение понятий «поощрение», «наказание» и рекомендуемые
формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
по использованию системы поощрений и наказаний при воспитании
ребенка
6.4. Развод в семье
Определение понятий «развод», «повторный брак», «психосоматические
проявления».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для определения и осознания ими особенностей их отношений
с детьми
6.5. Тревожность
и страхи
дошкольника
Определение понятий «страх», «тревога», «тревожность», «фобия».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для предупреждения и коррекции страхов и тревожности у ребенка
Раздел/
подраздел
6.6. Болезни
и смерть близких
людей
Содержание
Определение понятий «функциональная пустота», «фрустрация»,
«депрессия», «ангедония».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
в ситуации болезни или смерти близких людей
6.7. Воспитание
ребенка
в неполной семье
Определение понятий «нуклеарная семья», «неполная семья»,
«монородительская (неполная) семья», «Материнская семья»,
«отцовская семья».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
при воспитании ребенка в неполной семье
6.8. Поддержка
родительского
авторитета
Определение понятий «авторитет», «родительский авторитет», «ложный
авторитет», «отношения», «личность».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для поддержания родительского авторитета
6.9. Выбор
правильных игр
и игрушек
Определение понятий «игрушка», «манипулятивные действия»,
«соотносящие действия», «процессуальная игра», «предмет-заместитель», «образные игрушки», «неоформленный материал».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для выбора правильных игр и игрушек
6.10. Упрямство
и капризы
Определение понятий «капризы и упрямство», «упрямство», «каприз».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
по предотвращению упрямства и капризов ребенка
6.11. Вредные
привычки
Определение понятий «привычка», «вредные привычки».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для предупреждения возникновения вредных привычек у детей
6.12. Поручения
и домашний труд
Определение понятий «трудовое воспитание», «домашний труд»,
«трудолюбие», «поручение».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
по включению ребенка в выполнение домашних дел
6.13. Питомцы
в семье, уход
за ними
Определение понятия «анималотерапия».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
для определения и осознания ими особенностей их отношений
с детьми
Раздел/
подраздел
Содержание
6.14. Агрессивное
поведение,
причинение
физического
ущерба
Определение понятий «социализация», «агрессия», «произвольность
поведения», «самосознание».
6.15. Пищевое
поведение
и пищевые
привычки
Определение понятия «пищевое поведение».
6.16. Компьютер,
интернет
и кибербезопасность детей
дошкольного
возраста
Определение понятий «цифровое общество», «цифровая среда»,
«информационная безопасность», «киберугроза».
6.17. Способности
и таланты
Определение понятий «способности», «талант», «задатки».
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
по профилактике агрессивных форм поведения у ребенка
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
по формированию пищевого поведения у ребенка
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
по обеспечению кибербезопасности ребенка
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста
по развитию способностей и талантов ребенка
Раздел 7. Пространство родительских инициатив
Описание способов и форм проявления родительской инициативы:
Семейные или родительские клубы
Клуб молодой семьи
Клуб выходного дня
Участие родителей в работе органов государственно-общественного управления
День Управляющего совета
День родительского самоуправления
Дни родительской инициативы
Организация театральной студии
Организация семейного волонтерского движения
Семейный забег
Социокультурный проект «Азбука в России»
Интеллектуальные турниры
Выходной всей семьей
Мамина (папина) пятиминутка
Социально-педагогические проекты
••
••
••
••
••
••
••
••
••
••
••
••
••
••
••
Раздел 8. Рекомендованный контент
(«специалисты рекомендуют!»)
Перечень литературы для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста.
Перечень литературы для педагогов дошкольного образования